Образовательный процесс предполагает групповое взаимодействие людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах совместной деятельности. В ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных ситуаций, которые образовательное учреждение стремится разными путями разрешать. Конфликт – это существенное препятствие, которое может возникнуть в образовательном процессе, снижающее качество образования в целом.
В 2011 году вышел приказ министерства образования и науки РФ № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов». Служба медиации необходима в ССУЗе для повышения эффективности работы по профилактике правонарушений и преступности учащихся, совершенствования содержания и технологий воспитательной работы, предупреждения конфликтов между участниками образовательного процесса. Методическую составляющую деятельности службы примирения образуют принципы восстановительной медиации, задачами которой являются:
- Создание условий для организации диалога конфликтующих сторон, способствующего освобождению от негативных состояний и определения ресурса для совместного поиска выхода из ситуации: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям;
- Создание условий для обсуждения сторонами вопроса о заглаживании вреда, разработки механизмов и процедур заглаживания вреда, сроков и условий выполнения договоренностей;
- Разработка организационных основ деятельности службы примирения:
- механизма передачи на медиацию информации о конфликтных ситуациях;
- юридических последствий медиации (заключение договоров, примирительных соглашений);
- категории случаев, передаваемых на медиацию.